Мировая шинная индустрия переживает непростые времена. По данным ETRMA объем продаж шин за прошлый год оказался самым низким за последние семь лет. Важно, что падение объемов продаж наблюдается во всех сегментах шинного рынка: в 2012 году поставки сменных легковых шин упали на 13%, грузовых – на 19, шин для мотоциклов и сельскохозяйственной техники – на 11% (по сравнению с 2011 годом).
Глобальный экономический кризис продолжает оказывать негативное влияние на мировой шинный рынок. В результате потребители все чаще откладывают покупку нового комплекта резины и/или обращают свое внимание на рынок б/у шин.
Начиная с 2009 года в Украине наблюдается существенное падение производства автошин. Согласно данным Госкомстата Украины, в 2004 году в Украине было произведено 7,58 миллиона автомобильных шин, в то время как по итогам 2012 года их число снизилось более чем в два раза, составив всего 3,39 миллиона штук. Основная специализация украинских производителей – легковые покрышки, однако за последний год заметна тенденция наращивания объемов производства резины для автобусов, грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Значительная часть украинского шинного рынка – импортированная резина. По данным Госкомстата Украины, ежегодный объем импорта достигает 4-5 миллионов легковых шин. В большинстве своем резина импортируется из России, Польши, Южной Кореи, Беларуси и Китая.
За последние годы замечен существенный рост вторичного рынка шин. Если ранее сегмент б/у шин составлял порядка 15-20% от общего шинного рынка страны, то сегодня, по оценкам некоторых экспертов, достигает 30% рынка. Основным импортером шин вторичного рынка для Украины является Польша.
Однако главной проблемой для официальных дилеров шинных производителей является «серый импорт». Впрочем, учитывая высокую таможенную пошлину на ввоз покрышек, которая достигает в Украине 15%, неудивительно, что нелегальный сегмент шинного рынка столь активно развивается.
Цены на шинную продукцию в Украине близки к ценам в странах Евросоюза. Если говорить о шинах премиум-сегмента, то здесь украинские цены даже превышают европейские примерно на 10%. Такая политика ценообразования обусловлена экономической ситуацией в еврозоне, динамикой цен на каучук, а также государственной политикой в стране.
На украинском рынке представлены мировые лидеры шинной индустрии: французский производитель Michelin, финская компания Nokian, немецкий производитель Continental, японские компании Bridgestone и Toyo, российский производитель ОАО «Нижнекамскшина» (шины Кама), белорусский производитель шин ОАО «Белшина» и целый ряд других компаний.
На гистограмме, что дана ниже, указана частота продаж автомобильных шин в Украине, а также знание отдельных торговых марок нашими водителями.
Эксперты Research & Branding Group не ожидают в 2013 году существенного роста объемов продаж шин в Украине. Главными причинами этого можно назвать падение продаж новых автомобилей и снижение покупательской способности. По предварительным оценкам, продажи шин для легковых автомобилей в Украине составят в этом году порядка 5,5–5,7 миллионов штук.
Помимо того, в скором времени ожидается 5-10%-ный рост цен на шины, который связан с введением утилизационного налога и ростом цен на сырье и готовой продукции ввозимой из Азии и США.