30.12.2015
При езде по бездорожью важны как надёжность шин, так и уровень сцепления, прочность, устойчивость к повреждениям. Шины должны хорошо работать при уходе автомобиля в занос, обеспечивать максимальную безопасность на асфальте, мокрой и заснеженной поверхности. На проколостойкость и сцепные качества покрышек влияет несколько критических факторов, с которыми действительно качественные шины должны успешно справляться.
Вседорожные шины класса All-Terrain являются оптимальным выбором для трансконтинентальных путешествий. Их протекторный рисунок отлично справляется с разными дорожными и погодными условиями, в том числе с преодолением промежуточных участков по асфальту. Эксперты американского журнала Overland Journal провли тесты семи вседорожных шин класса A/T на нескольких типах поверхности.
Список протестированных шин:
За последнее время вседорожные шины претерпели существенные изменения, которые стали возможны благодаря использованию новых резиновых смесей, технологий автоматизированного конструирования и анализа методом конечных элементов. Благодаря этому современные шины класса A/T не только отлично выглядеть, но и эффективно работают как на дорожном покрытии, так и за его пределами.
На тяговое усилие, обеспечиваемое такими шинами, влияет рисунок протектора: прочность блоков, ламелирование, коэффициент пустотности, форма грунтозацепов. При увеличении объёма пустот из пятна контакта эффективно отводятся вода, грязь и снег, обеспечивая улучшенное сцепление. Форма блоков и канавок сказывается на том, насколько успешно покрышки удерживают траекторию на снегу и грязи. Ламели увеличивают тяговое усилие на мокрой, заснеженной и обледенелой поверхности, а благодаря углу наклона плечевых грунтозацепов шины лучше отталкивают камни, что предотвращает риск разрывов.
Адгезия, которая возникает при контактировании протектора и дорожной поверхности, также влияет на повышение уровня сцепления при поворотах, торможении и разгоне. Именно поэтому производители активно работают над созданием высокоэффективных компаундов.
На улучшении тягового усилия также сказывается деформируемость каркаса шин и блоков протектора, благодаря которой шины лучше облегают препятствия – камни, уступы, корни деревьев. На деформируемость блоков влияет жёсткость резиновой смеси и дизайн элементов протектора. Хотя слишком гибкий каркас хуже справляется с нагрузками, а слишком мягкие блоки легко теряют куски резины и чрезмерно прогибаются под воздействием первичного крутящего момента. Таким образом, для надёжной и безопасной езды по бездорожью нужны шины, которые будут одновременно прочными и достаточно эластичными на неровной поверхности.
Принципиально важное значение при оценке надёжности вседорожных шин также имеет макро- и микросцепление, отклик на повороты руля, управляемость и предсказуемость. Все эти особенности эксперты американского журнала Overland Journal изучали в проведённых тестах.
Испытания, проведённые на асфальте, должны были показать характеристики шин на асфальтированной поверхности. Специалисты уверены, что акцентировать внимание лишь на показателях шин в условиях бездорожья, – неверный шаг, поскольку шины, эффективные на дороге, способны продемонстрировать отличные характеристики и за её пределами. И главной целью теста стал поиск универсальных шин.
Испытания проводились на полигоне в штате Аризона (США), шины устанавливались на автомобиль Jeep Wrangler JK 10th Anniversary Edition, сбор данных осуществлялся с помощью оборудования G-Tech/Pro.
Тесты на асфальте проводились профессиональными тест-пилотами, которые проверяли поведение шин во время разных манёвров, резком торможении в поворотах, экстренных объездах препятствий. Учитывалось мнение пилота относительно курсовой устойчивости и предсказуемости шин во время торможения. При слаломе оценивались поперечное сцепление, точность реакций, уровень деформации каркаса и блоков, а также предсказуемость. Информация о деформации шин, склонности к разрывам, скорости нагрева, поперечном сцеплении и способности удерживать траекторию была собрана во время тестов на круговом треке.
В тестах, направленных на изучение поведения шин при поворотах, проверялись поворачиваемость, уровень сцепления, эффективность резиновой смеси, рисунка протектора и ламелей. При исследовании уровня комфорта оценивались шум, жёсткость хода, вибрации и устойчивость.
В испытаниях на бездорожье оценивались характеристики шин на грунтовых дорогах с неоднородной поверхностью. При этом внимание экспертов акцентировалось на поперечном сцеплении, избыточной и недостаточной поворачиваемости, жёсткости, точности реакций, способности удерживать траекторию, предсказуемости и поведении при экстренном торможении. Оценка деформируемости, а также химического и механического сцепления проверялись при заезде на скалу, для чего использовалась гранитная плита с различными неровностями, наклонённая на 38 градусов.
Результаты тестов свидетельствуют о том, что сейчас вседорожные шины должны сочетать целый ряд характеристик, в числе которых – деформируемый и прочный каркас, улучшенный рисунок протектора и оптимизированный состав резиновой смеси.
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА
Место |
Шина
|
Результаты
|
1 |
|
Cooper Discoverer A/T3 на асфальте отличаются стабильностью поведения, коротким тормозным путём и хорошими результатами в слаломе. На мокром асфальте им удалось разогнаться до самой высокой скорости в тестах.
Благодаря высокой адгезии, агрессивному ламелированию и улучшенной устойчивости блоков эти шины имеют низкий уровень шума и вибраций, а также высокое сцепление на круговом треке.
На грунтовой трассе оказались самыми скоростными шинами, быстро отзываются на повороты руля. Скошенные плечевые блоки помогают отталкивать камни, чем не могут похвалиться другие шины в тестах. Также эти покрышки отличаются высокой прочностью.
В колеях и на скале продемонстрировали отличные результаты, хотя мягкая резиновая смесь имеет свои недостатки. При средней адгезии шинам удалось заехать на скалу благодаря лучшей из всех комбинации механического сцепления и хорошей деформируемости.
|
+ Отличные контролируемость и предсказуемость на грунтовой поверхности + Лучший баланс характеристик + Лучшее сцепление на мокрой поверхности – Отсутствие 3-х-слойных боковин
|
||
2 |
|
Dick Cepek Fun Country – это шины, имеющие агрессивный дизайн, крупные плечевые грунтозацепы и большие пустоты между блоками. В скоростных тестах на асфальте показали хорошие результаты, но требуют от водителя значительных усилий и коррекции направления движения во время прохождения дистанции.
В тесте на торможение у этих покрышек худшие показатели курсовой устойчивости и лёгкости в управлении. На шоссе отличаются слишком громким шумом и самым жёстким ходом.
На низкой скорости имеют приемлемое сцепление, но хуже других поглощают неровности, в результате чего автомобиль отбрасывает в сторону.
На скальной поверхности имеют хорошее механическое сцепление за счёт крупных грунтозацепов, но адгезия и деформируемость каркаса низкие, поэтому не добрались до верха скалы не добрались.
|
+ Хорошее поперечное сцепление на асфальте + Хорошее механическое сцепление крупных блоков протектора на скальной поверхности + Большая глубина протектора – Не смогли заехать на скалу – Непредсказуемое поведение на высокой скорости на грунтовой поверхности и асфальте – Плохая курсовая устойчивость при торможении
|
||
3 |
|
Falken WildPeak A/T по нескольким параметром оказались лучшими в своём классе. На асфальте обеспечивают плавный ход, а также хорошо справляются с экстренными манёврами.
На круговом треке у этих шин боковые усилия были средними. Компаунд отличается высоким химическим сцеплением, но очень быстро нагревается.
Во время заезда на скалу резиновая смесь позволила заехать на самый верх, отъехать назад, остановиться посередине и снова подняться.
Также эти шины отличаются высокой прочностью, в плане сцепления стали одними из лучших в тесте, хотя на самых высоких скоростях имеют склонность к избыточной поворачиваемости.
|
+ Отличное сцепление на сухой скалистой поверхности + Хорошее начальное сцепление на сухом асфальте + Высокая плавность хода и низкий уровень шума на шоссе – Недостаточная информативность при центральном положении руля – Склонность к избыточной поворачиваемости на грунтовой поверхности – Быстрый износ из-за мягкости резиновой смеси и небольшой глубины протектора
|
||
4 |
|
General Grabber AT2 имеют среднее качество хода, повышенный уровень шума и плохое поглощение неровностей. На круговом треке получили второе место в рейтинге и показали высокие результаты в слаломе.
Из-за слабой адгезии и неэффективной работы ламелей имеют низкое сцепление на мокрой поверхности. Тормозной путь у этих шин оказался самым длинным.
На грунтовой трассе продемонстрировали отличные результаты, быстро откликаясь на повороты руля и обеспечивая надёжное сцепление.
При заезде на скалу из-за низкой адгезии, а также деформируемости каркаса и грунтозацепов не справились с поставленной задачей.
|
+ Высокое поперечное сцепление на асфальте + Хорошая управляемость на высокой скорости + Высокое сцепление на грунтовой поверхности на высокой скорости – Не смогли заехать на скалу – Жёсткий ход – Низкая эффективность торможения
|
||
5 |
Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure
|
Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure отличились низким уровнем шума, быстрой реакцией на высоких скоростях и хорошей информативностью.
Эти шины позволяют очень быстро проходить слаломную секцию, у них лучший результат на круговом треке и превосходные показатели эффективности торможения.
А вот на грунтовой поверхности их результаты были худшими в тесте.
На гранитную скалу этим шинам подняться не удалось из-за слабого механического сцепления и жёсткого компаунда.
|
+ Низкий уровень шума и хорошая устойчивость на шоссе + Лучшее время в слаломе + Очень высокое поперечное сцепление на асфальте + Высокая эффективность торможения – Слабое сцепление на грунтовой поверхности – Не смогли заехать на скалу – Сложности с возвращением к прямолинейному движению после контрруления
|
||
6 |
|
Toyo Open Country AT II в тестах на асфальте имеют самый низкий уровень шума и вибраций, что достигается за счёт многофункционального рисунка протектора и новым технологиям подавления шума.
Эти шины стали лидерами в тестах на эффективность торможения, хотя и имеют некоторые сложности с поперечным сцеплением, что показали испытания в слаломе и на круговом треке.
На бездорожье отличаются хорошим удерживанием траектории и минимальной избыточной поворачиваемостью. Также у этих покрышек хороший баланс сцепления между осями.
Благодаря мягкой резиновой смеси, высокому механическому сцеплению и хорошей деформируемости грунтозацепов и каркаса на скале смогли справиться с поставленными задачами.
|
+ Хорошее удерживание траектории на грунтовой поверхности + Хорошая деформируемость каркаса и грунтозацепов + Плавный и тихий ход на шоссе – В целом слабые результаты на асфальте – Слабое сцепление на мокрой поверхности – Небольшая глубина протектора
|
||
7 |
|
BFGoodrich All Terrain T/A KO на шоссе показали себя как жёсткие и шумные, хотя отличаются приемлемой эффективностью торможения. Из-за недостаточного поперечного сцепления медленнее других прошли слаломную секцию.
На грунтовой поверхности медленно реагируют на повороты руля. При этом на грунтовке у шин хорошая амортизация, они отлично справляются с волнистыми неровностями, что улучшает уровень комфорта. Кроме того, шины вели себя предсказуемо, даже несмотря на недостаток сцепления.
При заезде на скалу продемонстрировали хорошие деформируемость блоков и механическое сцепление, но им не хватило адгезии, из-за чего они не добрались до верха.
У этих шин оказались слабые результаты на круговом треке, а из-за низкой контролируемости и скорости на мокрой поверхности им досталось последнее место в рейтинге.
|
+ Трёхслойная боковина + Хорошие амортизация и деформируемость на грунтовой поверхности + Классический дизайн – Слабая адгезия – Слабое сцепление на мокрой поверхности – Слишком легко разрушаются блоки протектора
|
Додавання коментарю