Они позволили на практике выяснить, какие зимние шины – узкие или широкие – отличаются надёжностью на заснеженной и обледенелой поверхности.
Тест состоял из двух этапов: во время первого сравнивалась тормозная динамика зимних шин с разной шириной протектора, а во втором – особенности поведения новых и изношенных шипованных шин. Ведь кроме сложностей в выборе узких или широких шин существует ещё один спорный вопрос: насколько надёжны изношенные шипованные шины.
В спорах о широких и узких шинах доводы в пользу выбора узких строятся на том, что у них больше удельное давление в меньшем пятне контакта. Автовладельцы, предпочитающие широкие, объясняют свой выбор тем, что у широких шин большая суммарная длина ламелей, отвечающих за отличные сцепные свойства на скользких покрытиях.
В тестах, призванных определить справедливость тех или иных суждений, сравнивались два типоразмера шин Nokian Hakkapeliitta R2 – 205/55R16 и 225/45R17 на снегу и льду. Испытания состояли из четырёх дисциплин: разгон и торможение на льду, а также разгон и торможение на снегу.
Тесты показали, что широкие шины лучше тормозят и разгоняются на обледенелой поверхности, что объясняется наличием ламелей с большей суммарной длиной, которые действительно улучшают сцепные свойства на льду. А вот на укатанном снегу ламели неэффективны: первостепенную роль здесь играет меньшая площадь контакта, позволяющая шинам продавливать снег. Что же касается разгонной динамики, то на заснеженной поверхности она одинакова у шин с разной шириной профиля.
Разницу в сцепных свойствах на льду между новыми и изношенными шипованными шинами проверяли на примере новых Nokian Hakkapeliitta 8 с протекторной глубиной 9 мм и Nokian Hakkapeliitta 5, протектор которых изношен до глубины 4 мм. Изношенными были и шипы, твердосплавный сердечник выступал всего на 0,4 мм над корпусом шипа, в то время как у новых – на 1,2 мм.
Результат испытаний подтвердил мнение о том, что изношенные шины не в состоянии гарантировать безопасность. Кроме того, разгонная динамика на льду у новых шин оказалась лучше почти на 1,5 с, а при торможении со скорости 50 км/ч до замедления в 5 км/ч остановочный путь был на 3 метра короче. Это стало ещё одним свидетельством низких сцепных свойств изношенных зимних шин.