Почти сразу после выпуска в свет первых шипованных шин, на их производителей ополчились как экологи, так и дорожники. Именно с их подачи скандинавские законодатели то и дело вводили новые законы относительно того, какое количество шипов должно быть на шине, какого они должны быть веса и какую силу давления должны оказывать на дорогу. Благодаря этому шипованные шины Nokian сильно эволюционировали – износ дорожного покрытия вследствие воздействия шипованных шин сегодня в четыре раза ниже, чем в начале 1990-х, и в семь раз – по сравнению 1970-ми.
В скандинавских странах закон обязывает автовладельцев «переобувать» свои машины на зиму в зимние шины, причем не важно, будут ли они оснащены шипами. В последние годы в связи с резким потеплением доля шипованной резины на рынке неуклонно снижается
Впрочем, эта тенденция имеет и оборотную сторону. Так, например, с 2002 года в Норвегии доля машин с шипованными шинами уменьшивать на 25%, но при этом на 8% увеличилось количество серьезных аварий в зимний сезон.
Диаграмма, приведенная выше, построена на основе разбора 242 серьезных аварий, произошедших в Финляндии в период с 2000 по 2011 год, которые были связаны с неудовлетворительным техническим состоянием автомобилей. По этой диаграмме сразу видно, что именно шины являются главной причиной аварийных ситуаций, имевших своей причиной ненадлежащее техсостояние транспорта.
В той же Финляндии начиная с 2000 года среди аварий со смертельным исходом примерно каждый седьмой случай, так или иначе, был связан с покрышками. В подавляющем большинстве случаев главной причиной аварий стал износ резины. На втором месте – несоответствие шин сезону или размеру, а также применение шин разного типа на одном авто. На третьем месте – неправильное давление.
Показателен пример острова японского острова Хоккайдо, где в 1988 году было решено запретить использование шипованных шин, что вызвало резкий рост количества аварий на зимних дорогах. И это несмотря на внедрение противогололедных реагентов, которые прежде практически не использовались.
Известно, что особенно опасны изношенные шины при движении по мокрой дороге. Российские ПДД устанавливают допустимый минимум высоты протектора на легковых автомобилях в 1,6 мм; по данным финских испытаний, критической является величина 4 мм. Обратите внимание на рисунок выше, где ясно видно, насколько меняется пятно контакта шины когда она въезжает в лужу глубиной всего 3 мм.
Есть три вида зимних шин: шипованные, нешипованные скандинавского типа, нешипованные центральноевропейского типа (для мягкой зимы). Последние благодаря своей более жесткой конструкции демонстрируют отличные показатели на сухом и мокром асфальте, но вот в заморозки они покажут свои слабости. На рисунке выше видно, как изменяется эффективность торможения на льду у шин разных типов при снижении температуры. Обратите внимание, что с понижением температуры разница в тормозном пути у зимних шин разных типов заметно уменьшается, при этом самые стабильные результаты демонстрируют шипованные шины. Но есть один нюанс: при температуре ниже –15° эффективность шипов снижается. В таких условиях предпочтительнее использовать нешипованные зимние покрышки скандинавского типа.
Главный аргумент дорожников и экологов против шипов всегда было и остается ускоренное разрушение дорожного полотна. Однако Nokian постоянно работает над усовершенствованием шипов. Проследите, например, как эволюционировали шипы, меняясь в форме, размере, весе, в родословной семейства Nokian Hakkapeliitta: на картинке выше слева направо – шипы покрышек Nokian Hakkapeliitta 2, Nokian Hakkapeliitta 4, Nokian Hakkapeliitta 5, Nokian Hakkapeliitta 7 и Nokian Hakkapeliitta 8.
На рисунке ниже можете проследить эволюцию шипов Continental.