Бибендум, являющийся одним из самых знаменитых корпоративных символов истории, в этом году отмечает свой 115-й день рождения. Сегодня Бибендум симпатичен и дружелюбен, однако были времена, когда его вид мог испугать.
Рождение самого известного в мире шинного бизнеса логотипа имеет красивую легенду, похожую на правду. Однажды, а именно в 1894 году, один из основателей легендарной французской корпорации Эдуард Мишлен увидел возле автосервиса в Лионе стопку шин, сложенную друг на друга. Учитывая, что по образованию он был художником, неудивительно, что его творческое воображение само дорисовало картину – руки, ноги и голову. Так возникла идея создать из этой горы шин логотип. Тогда братья обратились к знаменитому карикатуристу тех лет Мариусу Росильону, работавшему под псевдонимом О’Галоп, который и нарисовал первого Бибендума. Точнее, не нарисовал, а достал из закромов похожую работу, которую он предложил ранее одному мюнхенскому пивовару, но тот, к счастью для братьев Мишлен, отказался. Эскиз изображал человека, поднимающего бокал с пивом и произносящего тост «Nunc est Bibendum», что в переводе с латыни звучит как «Если пить, то сейчас».
Брат Эдуарда – Андре Мишлен – попросил автора эскиза превратить этого пивомана в персонажа Michelin Man и наполнить его бокал гвоздями и стеклом. Суть рисунка заключалась в том, что персонаж проглатывает содержимое стакана так же легко, как шины Michelin преодолевают любые препятствия на дороге. Поэтому к тосту «Nunc est Bibendum» была добавлена надпись «C'est a dire: A votre sante. Le pneu Michelin boit l'obstacle», что переводится как «За ваше здоровье, так сказать. Шины Michelin выпьют до дна все препятствия».
Первая реклама Michelin с новым символом появилась в 1898 году, именно с этой даты началась история юбиляра.
За более чем вековую историю Бибендума его образом занимались несколько художников, они наделяли его новыми качествами и придумывали разные занятия. В частности, за 115 лет своей жизни Michelin Man успел побывать и художником, и шотландским волынщиком и вышибалой.
Сейчас Бибендум уже давно бросил пить и купить, а также стал намного более атлетичным. Обновленный образ был представлен в 1998 году в честь столетия знаменитого шинного человека.
Дженнифер Смит, директор по имиджу и брендам североамериканского отделения Michelin, отмечает, что несмотря на внешние изменения Бибендума, его важность остается для компании неизменно высокой. По ее словам, Бибендум продолжает оставаться одним из наших самых ценных и уникальных ресурсов Michelin. С помощью этого корпоративного символа французский производитель не только привлекает потребителей к своей продукции, но и дружелюбно доносит идеи бренда.
Кстати, удивительно, но факт – короткометражный ролик о рождении Бибендума «Birth Of Bibendum» был одним из первых рекламных роликов в истории человечества. Мультфильм, рассказывающий чудесную историю возникновения легендарного шинного человека, ставшего талисманом Michelin, был сделан в 1914 году (а не в 1935-ом, как ошибочно указано на Youtube). Сложно представить, как и где в те далекие времена можно было показывать рекламные видеоролики, как вариант – перед очередным сеансом в кинотеатре. Посмотреть тот самый первый рекламный ролик с оригинальными старорежимными субтитрами, снятый 99 (!) лет назад, можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=c3rRqPTRiY4#t=18