Парламентарии всерьез обеспокоены состоянием российских автомагистралей. В Государственной думе даже создали специальный координационный совет по дорожному комплексу. Первой инициативой совета стало предложение, предусматривающее повышение акцизов на шипованные шины.
Член думского комитета по транспорту Александр Васильев («Единая Россия») объясняет, что к подобному решению депутаты пришли, посовещавшись с представителями дорожных служб. По его словам, дорожники говорят, что на дорогах страны колея чаще образуется на левой полосе, где ездят легковые автомобили, а не на правой, где обычно идут фуры. Это связано с тем, что шипованные шины портят асфальтированное покрытие. Г-н Васильев добавил, что деньги, которые производители шипованной резины будут платить как дополнительные акцизы, будут направлены в Федеральный дорожный фонд для восстановления разрушенного покрытия на дорогах страны.
Игорь Астахов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор), заявил, что перед принятием такого законопроекта следует тщательно изучить статистику продаж шипованных шин, дабы не вызвать негатив у рядовых автомобилистов. Так в России есть регионы, где в течение зимы водители ездят исключительно по снежному покрову (Магаданская область, Якутия и др.), поэтому здесь нет смысла повышать стоимость шипованной резины.
Напомним, что в ряде стран Европы шипованные шины запрещены вовсе. Однако применимы ли подобные правила для России, отличающейся гораздо более суровыми климатическими условиями. В пресс-службе российского отделения финского концерна Nokian Tyres отмечают, что нешипуемые шины не могут заменить шипованные на всей территории Российской Федерации. Представители компании говорят, что реалии российской зимы на большей части территории страны требуют шипованной резины, так как только она может обеспечить максимальное сцепление на льду и снегу. Также представители Nokian добавляют, что практика обложения шипованной резины акцизом не применяется ни в одной стране мира.
На вопрос об исследованиях финских шинников воздействия шипованных шин на асфальт, в пресс-службе известного концерна сообщили, что производители постоянно работают над снижением воздействия шипов на дорожную поверхность. Так, например, шины Nokian Hakkapeliitta 8, являющиеся новинкой зимнего сезона 2013-2014 годов, по сравнению с предыдущей моделью содержат почти на 50% больше шипов, но при этом обеспечивают на 12% более низкий износ дорожного полотна, чем того требует законодательство скандинавских стран.
Какие последствия данный законопроект окажет на автовладельцев Украины? Наложение дополнительных акцизов может привести к повышению закупочных цен на шипованные шины разных брендов и для Украины.