Первое предприятие такого формата будет запущено уже в 2013 году в Ленинградской области. После переработки отслуживших свой срок шин, предприятие предложит рынку в качестве конечного продукта топливо и сажу.
Пилотный проект компании будет реализован на заводе «Пиротекс», что в поселке Вещево. Это предприятие было достроено еще в 2012 году, но до сих пор оно простаивало, так как в 2012 году в России было введено лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (к которым относятся и автошины). Роман Степанов, руководитель компании «Северо-Западные экотехнологии», сообщает, что рассчитывает получить соответствующую лицензию уже летом текущего года. В настоящее время проект проходит экологическую экспертизу.
На предприятии планируется применять технологию пиролиза – разложения химических материалов при нагревании – что позволит переработать использованную резину в сажу и пиролизное топливо. Завод будет принимать покрышки на платной основе. Мощность этого предприятия позволит перерабатывать порядка 18 тонн резины в сутки. На 360 кг сырья приходится около 100 кг технической сажи, 100 литров жидкого топлива и 100 кг металлокорда. Окупаемость проекта осуществится всего несколько лет, так как инвестиции не превысят 3,2 миллиона долларов.
«Северо-Западные экотехнологии» уже ведут переговоры с руководством Петрозаводска и Мурманской области о размещении подобных предприятий на их территории.
В России ежегодно заканчивают свой срок эксплуатации порядка 1-1,2 миллиона тонн автошин, причем перерабатывается лишь четверть из них. Только в Ленинградской области ежегодно приходят в негодность более 50 тысяч тонн шин. В настоящее время в России существует несколько десятков заводов по переработке изношенных автопокрышек, крупнейшими из которых являются Чеховский регенератный завод, Волжский регенератно-шиноремонтный завод, «КамЭкоТех» и «Тамплиер-Центр»
По словам Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент», продукты, получаемые в результате пиролиза, пользуются значительным спросом. Например, полученное таким образом топливо можно сжигать для отопления помещений или для получения электроэнергии. Помимо этого, из пиролизного топлива можно выделить высокооктановую присадку для добавки в бензин. Получаемая в результате пиролиза техническая сажа может быть использована в нефтехимической индустрии, промышленности строительных материалов и металлургической промышленности.
Юрий Шевчук, председатель петербургского отделения организации «Зеленый крест», отмечает, что подобный опыт переработки изношенных автопокрышек уже имел успешное применение на мусороперерабатывающем заводе, расположенном на Волхонском шоссе, однако в 2006 году данный цех предприятия был закрыт.