В 2013 году замедлился рост российской экономики. Динамика ВВП составила +1,3% к 2012 году, что является худшим результатом за последние пять лет. В 2013 году замедлилась динамика оборота розничной торговли, сократились инвестиции в основной капитал, упал грузооборот практически на всех видах транспорта (за исключение трубопроводного), ухудшилось финансовое положение предприятий.
По итогам прошлого года, российский шинный рынок составил 58,4 миллиона шин, что на 2% ниже показателя 2012 года. 2013 год стал для шинного рынка России годом ослабления динамики внутреннего спроса, затухания потребительского спроса, обострения конкуренции, сопровождающееся «ценовыми войнами».
Не менее негативно на динамику шинного рынка в 2013 году повлияли значительное падение автомобильного рынка в 2009 году и увеличивающееся количество непогашенных в установленный срок автокредитов.
В то же время российский рынок становится все более приоритетным для ведущих игроков шинного рынка. Помимо Michelin, Nokian, Pirelli и Yokohama свое производство на территории России локализовала компания Continental, запустив в Калуге завод мощностью 4 миллиона шин в год. По итогам прошлого года производство шин в России по сравнению с 2012 годом увеличилось на 4%. При этом показатели Nokian составили +7%, а Pirelli +17%.
Вместе с ростом производства сокращаются объемы импорта (-3% к 2012 году) и увеличиваются объемы экспорта (+17%). Pirelli, Nokian и Cordiant заметно увеличили вывоз шин российского производства из страны. Основные страны экспорта – Украина, Беларусь, Казахстан, Чехия, Германия и Финляндия.
Китайские и корейские компании увеличивают объемы импорта шин на рынок РФ, постепенно укрепляя свои позиции. Именно на Южную Корею и Китай приходится треть всех импортных поставок в страну.
Лидером российского шинного рынка по результатам 2013 года с долей 18% стала «Нижнекамсккшина». За ней следуют следуют Cordiant (10%), Pirelli (10%), Nokian (9%), Michelin и Yokohama (по 5%).
Как видим, первую шестерку составляют компании, имеющие собственные предприятия на территории России. Именно локализация производства шин позволила компаниям Michelin, Pirelli и Nokian существенно увеличить за последние годы свою долю на шинном рынке России.
Что касается прогнозов на 2014 год, здесь аналитики Cordiant утверждают, что падение продаж новых автомобилей, волатильность курса национальной валюты, негативный макроэкономический фон и, наконец, умеренно-пессимистические настроения потребителей, будут удерживать шинный рынок России в течение этого года в негативном тренде. По прогнозам Cordiant, в 2014 году ожидается сокращение российского шинного рынка на 4,2% до 56 миллиона штук. При этом из-за значительной коррекции курсов валют по отношению к рублю и увеличении себестоимости производства большинства производителей ожидается 10-12%-ный рост цены на автомобильные шины. В случае дальнейшего негативного развития к концу 2014 года цены могут вырасти до 15-20%.
При этом аналитики Cordiant отмечают, несмотря на падение показателей, российский шинный рынок продолжает развиваться, об этом свидетельствует рост доли среднего ценового сегмента, улучшение качества шинной продукции, эволюция розничной торговли и развитие интернет-торговли.