04.02.2016
Эксперты журнала «За рулём» протестировали одиннадцать моделей шипованных шин в размере, востребованном у владельцев вазовских автомобилей, в том числе китайские модели.
Список протестированных шин:
Испытания проводились в январе и феврале на полигоне АВТОВАЗа, близ Тольятти. Зима была не очень морозной: температурный режим варьировался в пределах -25...-5 °С. Часть тестов на асфальте провели уже в начале мая, на подсохших дорогах, работая по ночам, когда температура не поднималась выше +5...+7 °С. Именно такой температурный режим производители покрышек считают переходным от зимних шин к летним и наоборот. В качестве тестового автомобиля использовалась Лада Калина, оснащённая АБС.
Предварительно каждый комплект шипованных шин обкатывался по 500 км, избегая резкого ускорения и торможения, чтобы шипы встали на место и резина крепко охватила их основание. На обкатанных шинах эксперты замеряли твёрдость резины и величину выступания шипов, сравнивая результаты с теми, которые получены на абсолютно новых покрышках. Как правило, после обкатки твёрдость резины по Шору меняется в одну или другую сторону, также шипы могут немного выступить или заглубиться, встав на своё место.
В России величина выступания шипов не регламентирована, однако в странах Евросоюза она ограничена и на новых покрышках не должна превышать 1,2 мм. Этот показатель установлен практическим путём: при меньшем выступе невозможно эффективное сцепление на льду, а при большем – хорошее сцепление на асфальтированной поверхности.
Прежние тесты, проведённые специалистами журнала «За рулём», покали, что после обкатки шин шипы выступают на 1,3 – 1,6 мм. В данном тесте этот диапазон сохранился у всех тестируемых шин, за исключением четырёх моделей. У китайских Aeolus после обкатки шипы выступают лишь на 0,5 – 0,8 мм. Это означает, что уровень сцепления на льду у этих покрышек вряд ли будет хорошим. У Cordiant шипы выступают на 2,0 мм, что является допустимым значением по европейским нормам. А вот у шин Bridgestone и Sava некоторые шипы выступали на 2,3 мм, что позволяет прогнозировать серьёзное преимущество этих моделей на льду.
При проведении испытаний в первую очередь измерялись разгон и торможение на заснеженной и обледенелой поверхностях. Это объясняется тем, что в процессе исследований шипы подвергаются повышенным нагрузкам, в результате которых они понемногу выдвигаются наружу. Если замеры разгона и торможения проводить в последнюю очередь, величина выступа шипов будет больше.
После замеров продольного сцепления эксперты тестировали шины на ледовом круге и переставке. Затем оценивались управляемость, курсовая устойчивость, проходимость и уровень комфорта. По окончании всех испытаний вновь проводилась проверка выступания шипов. Если эта величина осталась неизменной, значит, шипы надёжно держаться в резине и отличаются длительностью эксплуатационного ресурса.
Результаты исследований показали, что самыми стабильными являются Continental, Nordman, Yokohama и Bridgestone: после всех тестов величина выступания их шипов сохранилась. У шин Nokian шипы выступили на одну десятую, что также является хорошим результатом. Довольно неплохо обстоит дело с Toyo и Aeolus: выступание их шипов составило 0,2-0,3 мм. А вот прибавку, выявленную у Avatyre, Cordiant, Formula и Sava, можно считать угрожающей: она составила 0,4-0,5 мм. При таком темпе роста шипов велика вероятность того, что они недолго удержатся в шинах. Худшие показатели были у Sava: после тестов некоторые шипы выступали на 2,7 мм.
Асфальтовые тесты были проведены с учётом интенсивности износа резины. В первую очередь производились замеры сопротивления качению, а в последнюю изучалась эффективность торможения, поскольку экстренное торможение для зимних шин является стрессом. Как правило, после десятка таких торможений покрышки приходят в негодность. Осмотр покрышек после проведения тестов показал, что три модели – Bridgestone, Cordiant и Sava, у которых шипы выступали более чем на 2 мм, отличаются от остальных наличием ямок в резине возле шипов. При торможении происходит наклон высоких шипов, которые вырывают кусочки протектора. Кроме того, корпус шипов сильно сточен, хотя все шипы остались на месте. Зато Toyo потеряли 14 шипов на четырёх колёсах. Победителем теста стали Nokian, которые в течение последних лет являются образцовыми зимними покрышками.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА
Место | Шина | Мнение экспертов | ||
---|---|---|---|---|
1 | Сумма баллов: 939 |
Место изготовления: Россия Максимальная скорость: T (190 км/ч) Рисунок протектора: направленный Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,6-9,1 Твердость резины по Шору, ед.: 52 Количество шипов, шт.: 173 Выступание шипов до/после тестов, мм: 1,2-1,5/1,3-1,6 Масса шины, кг: 7,2 Цена/качество: 4,22
|
||
|
||||
Вердикт: Подойдут для любых зимних дорог и придадут уверенность на зимнем бездорожье. | ||||
2 | Сумма баллов: 932 |
Место изготовления: Германия Максимальная скорость: T (190 км/ч) Рисунок протектора: асимметричный Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,1-8,5 Твердость резины по Шору, ед.: 55 Количество шипов, шт.: 176 Выступание шипов до/после тестов, мм: 1,2-1,4/1,2-1,4 Масса шины, кг: 8,2 Цена/качество: 4,23
+ Лучшие сцепление на снегу и поперечное сцепление на льду; отличные тормозные свойства на асфальте; четкие следование курсу, управляемость на снегу и льду; высокая проходимость.
|
||
|
||||
Вердикт: Подойдут для любых зимних дорог и зимнего бездорожья. | ||||
3 | Сумма баллов: 884 |
Место изготовления: Россия
|
||
|
||||
Вердикт: Подойдут для любых зимних дорог и зимнего бездорожья. | ||||
4 | Сумма баллов: 877 |
Место изготовления: Россия
|
||
|
||||
Вердикт: Подойдут для любых зимних дорог. | ||||
5 | Сумма баллов: 868 |
Место изготовления: Польша
|
||
|
||||
Вердикт: Подойдут для любых зимних дорог. | ||||
6 | Сумма баллов: 867 |
Место изготовления: Япония
|
||
|
||||
Вердикт: Свои лучшие качества раскроют на обледенелых и заснеженных дорогах. | ||||
7 | Сумма баллов: 859 |
Место изготовления: Япония
|
||
|
||||
Вердикт: Проявят свои лучшие качества на обледенелых дорогах. | ||||
8 | Сумма баллов: 856 |
Место изготовления: Япония
|
||
|
||||
Вердикт: Подойдут для любых зимних дорог, но не помогу в глубоком снегу. | ||||
9 | Сумма баллов: 855 |
Место изготовления: Россия
|
||
|
||||
Вердикт: Раскроют свои лучшие качества в глубинке, на обледенелых и заснеженнных дорогах. | ||||
10 | Сумма баллов: 810 |
Место изготовления: Россия
|
||
|
||||
Вердикт: Свои лучшие качества проявят на очищенных асфальтовых дорогах. | ||||
11 | Сумма баллов: 804 |
Место изготовления: Китай
|
||
|
||||
Вердикт: Свои лучшие качества раскроют на очищенных асфальтовых дорогах. |
Добавление комментария