09.07.2013
Список протестированных шин:
В тесте приняли участие десять комплектов летних покрышек, причем большинство из них, если верить их производителям, обладают сниженным сопротивлением качению. Итоги испытаний дают возможность увидеть, насколько честны создатели этих шин, когда утверждают, что их продукт экологичен и способен снизить потребление топлива.
В качестве тестовых автомобилей был выбран седан Volkswagen Polo калужской сборки и хетчбэк Volkswagen Polo, взятый во Франции напрокат, а сами испытания проходили на французском полигоне Michelin, что расположился около городка Клермон-Ферран, что в 350 южнее Парижа. Клермон-Ферран - это родина французского гиганта шинной индустрии, здесь находится штаб-квартира и крупный завод Michelin.
Седан Volkswagen Polo, выпущенный калужскими автомобилестроителями, обут в отечественные шины Кама Евро 236, а французский хетчбэк Polo "обувается" в корейскую резину Hankook Optimo K415. Этим двум участникам теста была подобрана достойная компания. В итоге тест летней резины прошли десть моделей шин разных ценовых сегментов - от премиальных Continental до бюджетных Federal.
Как можно оценить экономичность шин? Казалось бы, наиболее объективные данные даст измерение расхода топлива, однако этот способ создает больше вопросов, чем ответов, так как результаты напрямую зависит от погоды и ветра, которые бывают так изменчивы. Поэтому на самом деле более справедливые результаты дают лабораторные испытания на сопротивление качению, которые проходят на специальном стенде с беговым барабаном. Вот как проходит этот тест летних покрышек: к барабану прижимается шина, привод раскручивает барабан до «линейной» скорости 80 км/ч, затем отключается - и по его замедлению определяется сила (она по-старинке выражается в килограмм-силах или просто в килограммах, а не в ньютонах), с которой покрышка тормозит барабан. Главная закономерность понятна: чем меньше сила, с которой шина тормозит барабан, тем она «зеленее», то есть экономичнее. Самыми «зелеными» шинами оказались Continental, а вот Кама и Federal пока что «черные», так как замедляли барабан с усилием более 11 кг.
Полигон в Ладу - это 450 гектаров площади и 19 трасс общей протяженностью 41 км. А сектор для проверки управляемости на мокром асфальте из двух кругов общей длиной 4,1 км, пожалуй, лучший в Европе.
Как обычно бывает на испытаниях летних покрышек, особое внимание было уделено тестам на эффективность торможения на сухом и мокром асфальте. Если на сухой трассе Polo при торможении со скорости 100 км/ч способен остановиться в пределах 40 метров даже посредственные в плане сцепления шины Bridgestone, то на мокрой поверхности в 40 метров смогут уложиться только Pirelli и Hankook (при торможении со скорости 80 км/ч). Об объективности этих данных можно судить хотя бы потому, что тест-пилоты делали на каждом комплекте шин по десять заездов. В итоге лучшими в плане торможения были признаны итальянские шины Pirelli, которые обеспечивают короткий тормозной путь как на сухой, так и на мокрой трассе. Также они оказались самыми быстрыми на мокром круге и на извилистой трассе «мокрой» управляемости, поэтому эксперты Авторевю сделали вывод, что эти покрышки обеспечивают наилучшее сцепление как в продольном, так и в поперечном направлении. Серьезная заявка на успех.
Впрочем, помимо метров и секунд немалое значение имеет и удобство управления автомобилем. Легко ли его удерживать на грани скольжения? Не слишком ли резко происходят срывы в снос или занос? Так вот, несмотря на лучшее время круга, срывы в скольжения на шинах Pirelli были слишком резкими, и парировать их приходилось точными и быстрыми действиями, что требует максимальной концентрации водителя. На шинах Michelin едешь по трассе чуть медленнее, но и чувствуешь себя увереннее - автомобиль начинает скользить плавно, оставляя больше шансов на коррекцию траектории рулем и газом. А минимальный балл за надежность управления получили тайваньские шины Federal.
Далее эксперты переместились на участок трека с ванной, глубиной 8 мм. Для некоторых покрышек, и эта маленькая глубина стала критической, например для японских Bridgestone, которые всплыли на скорости 72,8 км/ч. Для сравнения: шины Energy XM2 от Michelin позволили тест-пилоту разогнаться до скорости 87,7 км/ч.
А сектор «сухой» управляемости - это уже настоящая гоночная трасса, разве что без зон безопасности. Прежде всего эксперты решили смоделировать аварийную ситуацию на «легальных» скоростях. Поэтому следующим тестом стала "переставка", то есть объезд внезапно возникшего препятствия. Десять-двенадцать заездов на каждом комплекте шин - и тест-пилотам становится понятно, что избежать столкновения и самому не оказаться в кювете лучше других помогут покрышки Michelin Energy Saver. Маневр на них был выполнен на скорости 66,9 км/ч. А вот на шинах Federal и Bridgestone испытателям не удалось достичь и 64 км/ч.
Тест летних покрышек окончился не вполне традиционным испытанием - эксперты решили проверить прочность каркасов всех участников теста, выяснив на какой максимальной скорости покрышки достойно держат удар. Дидье Бенонье, который отвечает за омологационные испытания шин Michelin, предложил сделать настоящий «бордюр-тест» по мишленовской методике. На полигоне есть специальная платформа с закрепленным на ней бордюрным камнем, о который и колотят покрышки - как раз с целью проверки прочности боковин. Более того, для таких тестов есть даже старенький BMW, на котором не жалко скакать через бордюр. Вот как проходит это испытание: на скорости 30 км/ч автомобиль с установленной на переднем колесе зачетной шиной налетает на бордюр высотой 7,8 см, после чего исследуются повреждения боковины. Это может быть порез, "грыжа" или легкое повреждение каркаса, едва заметное на ощупь. Затем скорость увеличивается на 5 км/ч - и жесткая процедура повторяется. И так до тех пор, пока шина не будет пробита насквозь и не испустит дух, то бишь воздух. Причем попадание "бордюра" в одну и ту же точку шины исключено - автомобиль всегда стартует с одного и того же места, но с помощью специальных роликов колесо поворачивают так, чтобы удар пришелся на неповрежденный участок.
Уже на втором этапе (на скорости 35 км/ч) были пробиты сразу две покрышки - Goodyear и Continental ContiEcoСontact 5. Остальные покрышки оказались более прочными. Из «эко-шин» до скорости 50 км/ч добрались Nokian Hakka Green и Michelin Energy Saver. Шина Hankook Optimo K415 продержалась до 55 км/ч. Но самыми прочными оказались шины Кама и Federal - они «сдулись» на скоростях 70 и 73 км/ч соответственно (после 70 км/ч прирост скорости уменьшается).
Все результаты испытаний эксперты перевели в баллы и сложили с учетом весомости каждого показателя. По мнению журналистов Авторевю, безопасность на мокром и сухом асфальте, а также прочность покрышек гораздо важнее их экономичности и комфортности хода. Исходя из такой системы ценностей, наибольшее количество баллов набирают шины Michelin Energy Saver, продемонстрировавшие очень хороший баланс качеств во всех видах испытаний. Достойно выступили шины Hankook Optimo K415 и Pirelli Cinturato P1. Шины Continental ContiEcoContact 5 чуть отстали от тройки лидеров - по «классическим» критериям это очень сильные шины, но репутация была подмочена шинным краш-тестом. Шины Nokian Hakka Green, Michelin Energy XM2, Goodyear EfficientGrip и Кама Евро 236 - твердые середнячки. А вот тайваньские шины Federal Formoza FD1 и японские Bridgestone Ecopia EP100A стали аутсайдерами этого теста летней резины.
Примечание (по поводу Nokian Hakka Green):
Внимательный читатель обратит внимание на то, что в некоторых таблицах с результатами испытаний шины Nokian Hakka Green фигурируют дважды? Дело в том, что перед тестом представители компании Nokian Tyres заверили журналистов "Авторевю", что в 2012 году в продажу пойдут серьезно модернизированные шины той же модели. Поэтому эксперты заодно решили сравнить, насколько хорошо финны модернизировали свои эко-шины, и результаты тестов обновленных Hakka Green действительно впечатлили русских журналистов. Но так как эти шины еще не доступны в продаже, нечестно было полноправно включить их в этот тест летней резины, поэтому модернизированные шины от Nokian прошли этот тест летних покрышек вне зачета.
Результаты тестов
Место | Шина | Мнения экспертов |
---|---|---|
1 | Общая оценка: 8,9 |
Индексы: 84H
Название этих шин буквально кричит об энергосбережении. Однако на фоне более «молодых» конкурентов (модель Energy Saver выпускается уже четвертый год) по этому показателю они далеко не лучшие в тесте. Зато в других видах испытаний Michelin демонстрируют высокие и, главное, стабильные показатели. По сцепным свойствам на мокрой дороге они немного уступают Pirelli, но мягкие, хорошо прогнозируемые срывы в скольжения помогают легко, а главное безопасно вести автомобиль по оптимальной траектории. Это значит, что водитель легко почувствует предел по сцепным свойствам. На сухой дорожной поверхности с этой резиной нет никаких проблем, в том числе и при моделировании аварийной ситуации: выполнить маневр «переставка» удалось на самой высокой скорости. Показатели комфорта на среднем уровне, а прочность каркаса - выше средней. |
+ надежность управления на мокром асфальте |
||
2 | Общая оценка: 8,8 |
Индексы: 84T
Шины Hankook продолжают удивлять. В этот тест летних шины попала не самая новая модель, да и еще и с клеймом "Made in China" На сухом покрытии сцепные свойства средние - на «переставке» VW Polo уверенно едет на грани скольжений, но слишком вяло реагирует на руль после их начала. Шины в меру мягкие, но шумные: на скорости 60 км/ч - самые «громкие» покрышки нашего теста! Зато на них можно скакать по ямам с острыми краями - шины держат «удар бордюром» до скорости 55 км/ч. |
+ сцепные свойства на мокром асфальте |
||
3 | Общая оценка: 8,7 |
Индексы: 84H
Несмотря на обещанное минимальное сопротивление качению, в действительности это не самые экономичные шины. Зато как они цепляются за мокрый асфальт - буквально липнут! Во всех тестах на мокром асфальте у Pirelli лучшие результаты. И трассу управляемости автомобиль прошел быстрее всего. Правда, нужно очень внимательно работать рулем - точно и вовремя пресекая скольжения, в которые автомобиль порой срывается резко и неожиданно. К сожалению, с этим справится далеко не всякий водитель, поэтому экспертную оценку за надежность управления нам пришлось снизить. Сопротивление аквапланированию также оставляет желать лучшего. На сухом асфальте вновь неровное поведение - с одной стороны, минимальный тормозной путь, с другой - лишь шестой результат при выполнении маневра «переставка»: даже совершив в полтора раза больше заездов, чем с другими шинами, эксперту не удалось выполнить маневр на скорости более 64,5 км/ч. Неоднозначна и оценка комфорта: тихое качение, но жесткие встряхивания при проезде мелких неровностей. А если препятствие серьезнее, да еще с острыми углами - жди фатального пробоя: боковины у шин Pirelli слабоваты. |
+ сцепные свойства на мокрой дороге |
||
4 | Общая оценка: 8,5 |
Индексы: 88H
Еще до начала испытаний, перегружая шины ContiEcoContact 5, эксперты Авторевю предположили, что именно они окажутся самыми экономичными - очень легкие (меньше семи килограммов) и с очень тонкими боковинами. И лабораторные тесты это подтвердили! А пробеговые испытания показали, что шины позволяют сэкономить до 5% топлива по сравнению с обычными покрышками, такими как, например, Kама Евро 236. Но есть и побочный эффект в прямом смысле - очень легко порвать боковину, наскочив на препятствие или попав в яму. В остальном же - очень достойные покрышки с высокими сцепными свойствами как на мокром, так и на сухом покрытии, хорошим уровнем комфорта - автомобиль явно катится мягче и тише, чем на большинстве других шин. Из несущественных недостатков можно отметить резковатые срывы в скольжения на трассе «мокрой» управляемости и не самое высокое сопротивление аквапланированию. |
+ сцепные свойства на мокром асфальте |
||
5 | Общая оценка: 8,3 |
Индексы: 88H
И на сухом асфальте автомобиль на шинах Nokian Hakka Green уверенно выполняет «переставку», но тормозные свойства на фоне конкурентов оставляют желать лучшего. Показатели комфорта средние, зато цифры потерь при качении (8,8 кг/1000 кг) свидетельствуют о том, что перед нами действительно «зеленые» шины. Пусть не такие «зеленые» как Continental, зато и не столь нежные - удар о бордюр вывел из строя шины Nokian на относительно высокой скорости 50 км/ч. |
+ управляемость на сухом асфальте |
||
5 | Общая оценка: 8,3 |
Индексы: 84H
Результаты этого теста показали, что российские шины способны на равных конкурировать с именитыми европейскими моделями. Причем как на сухом асфальте (второй результат на «переставке»), так и на мокром покрытии. Неплохое замедление при торможении, а в поворотах держатся наравне с шинами Michelin, Goodyear и Nokian. Автомобиль срывается в скольжения несколько раньше, чем на шинах Pirelli или Michelin, но в целом - надежное предсказуемое поведение. А на «большой воде» Kама уступает лишь шинам Michelin Energy XM2 - их расчлененный многочисленными канавками всесезонный протектор прекрасно справляется с дренажными функциями. Но при езде по дороге с мелкими неровностями все стыки асфальта, все закатанные в покрытие камушки мелкой дробью передаются на кузов, щекочут почки вибрацией на сиденье. Но это жесткий каркас пришелся кстати в испытании на на прочность, именно благодаря ему шина Kама убивается только на 70 км/ч. |
+ устойчивость к аквапланированию |
||
7 | Общая оценка: 8,2 |
Индексы: 84H
Каркас модели ХМ2 снабжен нитями повышенной прочности. Несмотря на это, сквозной пробой каркаса состоялся на скорости 45 км/ч. То есть «прочная» шина Energy XM2 по факту оказалась даже слабее, чем Energy Saver, которая в "сдалась" на скорости 50 км/ч. Мишленовцы объяснили это тем, что каркас шин XM2 хорошо рассеивает энергию более слабых и менее «острых» ударов. Пока же они выигрывают у модели Energy только в сопротивлении аквапланированию. Тут им вообще нет равных. А вот на трассе «мокрой» управляемости рано срываются в скольжения, да и по результатам замеров тормозного пути - лишь восьмое место. На сухом асфальте шины работают чуть лучше, но больше радует комфорт. По неровной дороге автомобиль идет «упруго», без резких тычков. Похоже, в этом заслуга каркаса с нитями Ironflex. |
+ высокое сопротивление аквапланированию |
||
8 | Общая оценка: 7,9 |
Индексы: 88H
Отставание от конкурентов невелико, но оно есть и на мокром, и на сухом асфальте. Даже в традиционно выигрышной для шин Goodyear дисциплине - сопротивлении аквапланированию. Средненько... Хотя на трассе управляемости серьезных проблем не было - срывы в скольжения мягкие, хорошо прогнозируемые, с оптимальным балансом между сносом и заносом. На сухом покрытии хорошее замедление при торможении, но вялые реакции при резком перестроении. К тому же они раздваиваются - в первый момент автомобиль встает на один радиус, потом сам переходит на более крутую дугу. Это заметно даже при штатных перестроениях на высокой скорости. Вторая проблема - слабая боковина: 35 км/ч - и сквозной пробой от 78-миллиметрового бордюра! И если в случае с шинами ContiEcoContact 5 это можно оправдать низким коэффициентом сопротивления качению, то шины Goodyear по этой части не самые выдающиеся. |
+ удобство управления на мокром асфальте |
||
9 | Общая оценка: 6,5 |
Индексы: 88H
Тайваньские шины Federal пользуются спросом у дрифтеров: можно «палить» резину задешево! Но для безопасной «гражданской» езды они малопригодны. На мокром асфальте скользят, как на льду. Тормозной путь со скорости 80 км/ч - на десять метров длиннее, чем «в среднем по палате», в поворотах автомобиль «плывет», почти не реагируя на управление рулем и тягой. На «большой воде» тоже не лучшие результаты, хотя отставание от хороших шин уже не такое большое, как у покрышек Bridgestone. Сцепные свойства на сухом асфальте уже можно признать удовлетворительными, да и шума от этих шин немного. Они жестковаты, но это с лихвой компенсируется при попадании колеса на препятствие: чтобы пробить шины Federal, нам пришлось разогнаться аж до 73 км/ч! На меньшей скорости на боковине оставались лишь порезы внешнего слоя резины. По современным меркам шины посредственные, но в городках, где средств на ремонт дорог не было и не будет, может, и сгодятся. |
+ высокая стойкость к ударам |
||
10 | Общая оценка: 6,1 |
Индексы: 84H
На тарированной «луже» автомобиль всплывает уже на скорости 72,8 км/ч, хотя даже китайские шины позволяли продержаться до 77 км/ч. На сухом асфальте такого катастрофического отставания от конкурентов уже нет, но и здесь самые плохие результаты - и на торможении со 100 км/ч, и на «переставке». Плюсов лишь два. Первый - это низкий уровень шума: и на 60 км/ч, и на 80 км/ч они не давят децибелами. Второй - низкое сопротивление качению. |
+ акустический комфорт |
Также можно ознакомиться с другими тестами летних шин: перейдя по этой ссылке, вы найдете тест новинок шин этого года, а эта ссылка переведет вас на страницу с тестом покрышек для компактных кроссоверов.
Добавление комментария