Опрос
ответ на вопрос
Доверяем ли мы результатам тестов шин?
Не доверяю
Доверяю только некоторым автомобильным изданиям
Доверяю всем тестам
Голосов:182

Одуванчики, апельсины и соя

10.06.2013
Из чего будут делать шины будущего?

Последние годы шинные производители настойчиво ищут новые способы создать экологичные шины, сократив при этом собственные расходы. На сегодня найдено много способов, и один из них – это заменить привычные ингредиенты резиновой смеси (нефтепродукты и натуральный каучук) на новые, более доступные и экологически чистые материалы.

Сейчас шинные компании готовы рассмотреть любую возможность снизить вес шины без ущерба для других характеристик, повысить ее экологичность и снизить уровень потребления топлива.  Для этого они прибегают к использованию новых «зеленых» технологий, выдумывая новые рецепты резиновой смеси.

Вице-президент по научным исследованиям американской компании Cooper Чак Юркович говорит, что по состоянию на 2010 год на дорогах мира было около одного миллиарда автомобилей. По прогнозам специалистов, к 2030 году эта цифра вырастет вдвое, поскольку продолжится увеличение мирового населения и развитие среднего класса в таких густонаселенных странах, как Китай, Бразилия, Индия. Учитывая это, шинные производители усиленно изучают и создают новое сырье, чтобы удовлетворить стремительно растущий спрос. Кроме того, «зеленые» шины нужны и для того, чтобы снизить выбросы углекислого газа. Уже сейчас существует несколько нормативов, которые регулируют средний расход топлива модельного ряда каждой автокомпании. Таким образом, создание новых экологичных технологий является приоритетной задачей любого шинного производителя

Голый экономический расчет подсказывает, что в недалеком будущем покупать сельскохозяйственные продукты будет выгоднее, чем сырье из нефтепродуктов. Плюс ко всему нужно помнить, что вскоре натуральный каучук будет в дефиците, что также вызывает у шинных производителей все большее беспокойство.

В настоящее время шинники всего мира активно ищут новые, более экологичные материалы для создания своего продукта. Среди наиболее известных можно отметить такие:

  • Каучук из одуванчиков и гваюлы
  • Биомасла из канолы, сои и кукурузы
  • Наполнители из таких сельскохозяйственных продуктов, как рис, кукуруза, крахмал и соевые бобы
  • Микробиологически получаемые биополимеры
  • Нановолокна из биологических и синтетических материалов
  • Диоксид кремния (силика) с развитой поверхностью (свыше 200 м2/г)
  • Функционализированные полимеры (и синтетический, и натуральный каучук)
  • Легковесные материалы, которые способны заменить сталь
  • Высокопрочный металлокорд, позволяющий снижать вес покрышки

 Русский одуванчик

Потенциальные возможности производства каучука из одуванчиков были открыты в 1920 году в Советском Союзе. Так в течение почти целого столетия изготовление шин из млечного сока одуванчика, который называется «кок-сагыз», остается несбыточной мечтой шинной индустрии.  Несколько компаний с мировым именем – Bridgestone, Cooper и Continental – уже много лет культивируют это растение, чтобы получить заветный ингредиент для шинной промышленности.

По словам исследователей, с одного акра одуванчикового поля можно сделать около 250 грузовых покрышек, то есть урожайность это растения значительно выше, чем у других известных миру каучуконосов. В связи с тем, что стоимость натурального каучука выросла с 1 доллара в 2003 году до 6 долларов за кг в 2011 году, несомненно, стоит обратить внимание на этот источник каучука.

Президент американского исследовательского центра Bridgestone Хироси Моури утверждает, что на сегодня известно более 1 200 видов растений, из которых (в теории) можно получить натуральный каучук. Однако найти растение, из которого можно получать достаточное количество каучука нужного качества не так просто. Именно поэтому Bridgestone и другие мировые компании с большим интересом относятся к русскому одуванчику.  Вице-президент по разработкам и индустриализации новых материалов Continental Борис Мергелл поясняет, что именно русский одуванчик обеспечивает наиболее высокий урожай натурального каучука.

Многие производители, рассматривающие возможность использования одуванчикового каучука, также оценивают потенциал гваюлы – еще одного альтернативного источника сырья. Этот кустарник растет в Казахстане, на севере Мексики и на юго-западе США.

Гваюла

С этим растением в свое время экспериментировали такие компании как Goodyear, Uniroyal и Firestone. Тогда гваюлой было засажено несколько гектаров в Аризоне и Техасе. Чуть больше года назад компания Bridgestone также заявила, что намерена провести полномасштабные исследования в этой области. Японские шинники заявили, что твердо намерены превратить гваюлу в возобновляемый и коммерчески выгодный источник натурального каучука высокого качества.

Директор по новым бизнес-направлениям компании Bridgestone Билл Ниора отметил, что использование гваюлы в процессе изготовления шин не только поможет удовлетворить прогнозируемый спрос на натуральный каучук, но и обеспечит настоящий прорыв в шинной отрасли. По его словам, этот проект демонстрирует приверженность Bridgestone  заботе об окружающей среде.

В компании Cooper, которая тоже сейчас работает над получением гваюлового каучука, говорят, что при задействовании этого материала в шинном производстве, бесплодные земли превратятся в земли, пригодные для сельского хозяйства.

Соевые бобы, кукуруза и канола (разновидность рапса) являются еще одним даром природы, в котором заинтересованы шинные производители. Эти растения могут служить сырьем для получения «биомасел», которые в скором будущем заменят масла на основе нефти. Bridgestone и Goodyear уже начали внедрять использование этих материалов в производство своих шин.

Соя

Том Роджерс, директор по продажам и маркетингу отделения агрошин Bridgestone, заявил, что одной из целей компании является то, чтобы концу 2013 года соевое масло стало компонентом в резиновой смеси всех сельскохозяйственных шин именитого японского бренда.

Шинники утверждают, что апельсиновое масло также способно уменьшить расход топлива за счет сниженного сопротивления качению. По словам специалистов из компании Yokohama, апельсиновое масло также благотворно влияет на уровень сцепления и долговечность авторезины. Другие ведущие игроки шинного рынка не отстают: финны из Nokian сокращают сопротивление качению за счет использования силики и канолового масла в составе резиновой смеси, шинники из Sumitomo применяет в производстве своего продукта волокна из растительной целлюлозы и растительное масло, а французские специалисты из Michelin повышают тяговое усилие своих покрышек за счет использования подсолнечного масла.

Апельсиновое масло

К сожалению, в настоящее время не возможен полный переход на подобные сельскохозяйственные продукты. По словам г-на Юрковича, использование этих продуктов потенциально способно создать перекос в производстве пищевых культур. К тому же, многие технологии пока что проигрывают применению нефтепродуктов либо в экономическом плане, либо в плане качества.

Поэтому некоторые производители разрабатывают биоматериалы, способные стать альтернативой изопрену на основе нефтепродуктов и заменить его в производстве синтетического каучука и других эластомеров. Американская компания Goodyear, например, работает над продуктом под названием BioIsoprene. Первый прототип покрышек, изготовленный по этой технологии, был представлен вниманию публики в 2012 году.

BioIsoprene

Также есть и другие способы найти экологичную замену синтетическому каучуку. Американская компания Lehigh Technologies, известный поставщик эко-материалов для шинной индустрии, сотрудничает с испанскими экологами из HERA Holding. Вместе эти компании производят микронизированную резиновую крошку, изготовленную из отживших свой век шин и других резинотехнических изделий. Пять крупнейших шинных производителей уже покупают этот материал для производства новых покрышек. Lehigh заявляет, что резиновая крошка является наиболее экологичным сырьем для производства шин. Представители компании отмечают, что в настоящее время из резиновой крошки изготовлено уже более 140 миллионов шин по всему миру.

Резиновая крошка

<- Все новости

Наверх