Новости
новости сервиса
08.12.2016
В этом известному в шинном мире испытательному комплексу Nokian тридцать лет.
подробнее
08.12.2016
Тайваньская компания Kenda активно работает над усилением своих позиций на рынке.
подробнее
Видео обзоры
обзоры и тесты
Тесты шин
обзоры и тесты
09.12.2016
Эксперты Sport Auto провели тесты шести моделей зимних шин...
подробнее
08.12.2016
Непредсказуемые зимние условия являются серьёзным...
подробнее
07.12.2016
Комплект внедорожных зимних шин – довольно...
подробнее

Программа утилизации: быть или не быть?

Журнал Шина Плюс

Утилизация авто

 

Удастся ли реализовать в Украине программу утилизации старых авто и стимулирование сбыта новых автомобилей, успешно прошедшую в других странах и поднявшую экономику.

 

Глобальный экономический кризис, нагрянувший под конец 2008 года, по словам экспертов, больше всего затронул банковский сектор и автомобилестроение мирового масштаба. Этим двум рынкам, зависящим друг от друга, была необходима срочная помощь государства. Ведь, кроме всего прочего, они нуждались в финансировании программ, стимулирующих спрос потребителей и подъем товарооборота. Для достижения этой цели были выделены огромные суммы.

 Самым действенным способом, благодаря которому автомобильная промышленность экономически развитых стран не пошла ко дну, стала программа утилизации старых машин. Работа по внедрению программы почти во всех странах проходила по одному сценарию, но с учетом специфических различий некоторых регионов.

Немецкий опыт

Германия стала первой страной, которая в конце 2008 года избрала программу утилизации как средство преодоления кризиса. В стране была введена дотация в размере 2 500 евро, полагавшаяся каждому немцу, который, избавившись от старого автомобиля возрастом более 9 лет, приобретал новый. При этом было неважно, автомобиль чьего производства приобретался, что позволило увеличить продажи, как немецким, так и зарубежным автопроизводителям. В общем, на осуществление программы немецкое правительство выделило около 5 миллиардов евро, благодаря чему премию смогли получить приблизительно 2 миллиона покупателей новых авто.

Опыт других стран

Опыт немцев по стимулированию покупательского спроса был перенят 2 другими европейскими государствами. К примеру, французы, сдавшие в утиль свой старый автомобиль и покупающие новый, получали премию, размер которой достигал 5 ООО евро.

Испания выплаты за «автохлам» начала в мае 2009 года. Размер дотации составлял 2 ООО евро. В общем, на испанскую программу утилизации было выделено 1 миллиард 200 миллионов евро.

 В Италии программа начала работать в марте 2009 года. Размер дотации для каждого сдавшего свой старый автомобиль составлял от 1 500 до 2 ООО евро. Сумма премиальных выплат в Великобритании равнялась двум тысячам фунтов.

Кроме программ стимулирования продаж автомобилей, введенные автопремии позволили избежать потери рабочих мест и банкротства отдельных предприятий отрасли, пополнили бюджет и поспособствовали улучшению экологической ситуации за счет увеличения продаж малолитражек и авто компактного класса.

Российский опыт

Осуществление российской программы по утилизации автомобилей началось 8 марта 2010 года. Это приблизительно на год позже, чем в ведущих европейских странах. Власти страны настроены оптимистично. Они уверены, что принятые меры и плавное восстановление роста экономики обеспечат увеличение спроса на новые автомобили.

Российская программа по утилизации носит протекционистский характер. Здесь старые авто, выпущенные до 1999 года, можно заменить лишь на автомобили, которые производятся в Российской Федерации. Выбор довольно ограничен, поскольку, по оценкам экспертов, под программу подпадают всего лишь 66 моделей.

Российская программа утилизации имеет ряд особенностей. Сдавая старую машину в утиль, ее владелец получает компенсацию на приобретение нового автомобиля в размере 50 тысяч рублей, что составляет 1 675 долларов США. Помимо этого с начала действия российской программы по утилизации автомобилей стало возможным получение кредита на покупку авто под процентную ставку, субсидированную государством. Российский Минпромторг заявляет, что программа по утилизации в РФ носит экспериментальный характер и возможны некоторые недочеты, над которыми будут работать в ходе программы.

Утилизация автомобиля

 

Что в Украине?

Утилизация автомобилей в Украине находится на начальной стадии формирования. На сегодняшний день известно только то, что экспертный совет при Кабинете Министров завершил разработку Программы утилизации автомобилей. Чиновники заверяют, что украинская программа одновременно будет стимулировать замену старых автомобилей на новые машины, а также окажет положительное влияние на производство автомобилей в Украине и экологическую обстановку.

Основные тезисы программы, которую обещают вскоре одобрить, сводятся к следующему. За автомобиль, зарегистрированный на одного владельца более 1 года и возрастом старше 10 лет с объемом двигателя до 1.5л можно получить сертификат на 10 ООО грн. Для автомобилей с объемом двигателя от 1.6 до 3 литров — 12 500 грн. Для машин, имеющих объем двигателя свыше 3 литров, предусмотрена компенсация в 15 000 грн.

Для утилизации авто в Украине будут задействованы автодилеры. Именно они будут открывать пункты утилизации автомобилей, вести первичную работу, прием старых транспортных средств и выдачу документов. Затем устаревшие автомобили будут отправляться на металлолом.

Во время подготовки автомобиля к утилизации владелец транспортного средства должен будет предоставить два документа. Прежде всего, понадобиться акт по форме №19 об утилизации авто. Этот документ выдается приемщиком металлолома и обязательно должен быть оформлен в соответствии с законодательством. Второй документ — справке из ГАИ о снятии с учета автомобиля для утилизации. Причем предоставлять сам автомобиль сотрудникам ГАИ для оформления справки не обязательно.

При составлении Программы эксперты учитывали опыт действующих или проведенных аналогичных программ в странах Европы, а также России. Обобщив все положительные стороны, украинское правительство приняло решение дополнительно стимулировать приобретение более экономичных автомобилей отечественного производства. Так. получив сертификат, владелец старого автомобиля может воспользоваться им при приобретении нового автомобиля производства отечественных автозаводов. Список моделей будет утвержден Кабмином. Доплатив разницу в стоимости между новым авто и суммой сертификата, бывший владелец старого автомобиля в течение нескольких дней получит новую машину.

На сегодняшний день усиленно прорабатывается вопрос, чтобы на сумму доплаты можно было взять льготный кредит, что сделает покупку автомобиля еще более доступной процедурой. Однако в этот процесс невольно вовлекаются банки, что, в конечном счете, может затянуть сроки принятия программы по утилизации.

После выработки общей позиции между всеми ключевыми игроками на будущем рынке по утилизации, новую программу еще должен утвердить Кабинет Министров и найти под нее финансирование. Но по оценкам авторов, такая программа позволит обновить за год до 400 ООО автомобилей. В пояснительной записке указывается, что программа окажет положительное влияние не только на авторынок и отечественные автозаводы, но и будет способствовать улучшению экологической обстановки и сокращению потребления топлива.

Как вариант, с помощью системы дополнительных бонусов отдельно будут стимулировать приобретение автомобилей, работающих на газовом топливе. Возможно, размер дотации еще будет варьироваться в зависимости от объема двигателя. В проекте Программы данные условия вынесены в отдельный раздел. Также есть предложения по переводу автомобилей с бензиновыми двигателями на газовое топливо, что, опять же, намерены стимулировать с помощью сертификатов.

По большому счету, проект украинской программы по утилизации старых автомобилей очень похож на многие действующие программы в странах ближнего и дальнего зарубежья, но с небольшими изменениями. Программа стимулирует владельцев «прожорливых» авто быстрее расставаться с ними, а вместо этого приобретать более экономичные автомобили.

Эти благие намерения могут воплотиться в жизнь только при одном условии: надежном и достаточном финансировании. Но существующая на сегодняшний день необходимая инфраструктура для разборки и последующей утилизации старого автомобиля, а также отсутствии денег в бюджете для выплат покупателям новых автомобилей могут поставить крест на этой программе.

 Сергей Васинчук

Наверх